Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Полевая средняя общеобразовательная школа»

Домбаровского района, Оренбургской области

 

 

 

 

 

 

 

Сочинение на конкурс «Достар Оренбуржья»

на тему: «Пушкин и Абай – два великих поэта»

 

 

 

 

 

Выполнил: ученик 8 класса Алимбаев Алдияр.

Куратор: учитель литературы Карпова Елена Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

Пушкин и Абай – два великих поэта

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

                                              А.С. Пушкин

 

 Классическая литература XIX века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы о смысле жизни и предназначении человека, о счастье, о Родине, о законах жизни… Можно перечислить много великих имён, но особенно выделяется среди них имя писателя с мировым значением, Александра Сергеевича Пушкина.

А.С.  Пушкин – великий русский поэт. Он начал своё восхождение на вершину литературного олимпа с поэмы «Руслан и Людмила». А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван «энциклопедией русской жизни».

Влияние творчества А.С. Пушкина на развитие русской литературы переоценить невозможно. Одна из главных исторических заслуг поэта в том, что им завершён процесс закрепления народно-разговорного языка в литературе. Творчество А.С. Пушкина – это отражение как актуальных вопросов современности, так и вечных проблем.

Пушкин был выразителем передовых идей современников. На протяжении всего творческого пути он утверждал идеи освободительной борьбы против угнетения человеческой личности, свободы. Очень сильное влияние на развитие свободолюбивой лирики оказала тесная дружба с декабристами. Именно дружеские отношения с передовыми мыслителями современности дало вдохновение для создания замечательных стихотворений «Арион», «Анчар», романтических поэм «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», оды «Вольность» и многих других произведений на тему свободы. Призыв к свободе, звучащий в творчестве поэта, и сегодня вселяет надежду в сердца читателей, побуждает стремиться к лучшему.

Назначение литературы А.С. Пушкин видел и в духовно-нравственном воспитании читателя. Его произведения объединяют людей высокой нравственности, благородных натур. Со школьной скамьи каждый из нас знаком с повестью «Капитанская дочка». Недаром эпиграфом к повести писатель выбрал мудрую пословицу «Береги честь смолоду». Вместе с главным героем мы, юные читатели, учимся воспитывать в себе честность, правдивость, веру в справедливость, стойкость духа – все те качества, которые отличают человека благородного, честного.

А.С. Пушкин первым в русской литературе затронул тему «маленького человека». «Маленьким человеком» в литературе называют тип героя, одинокого, бесправного. Это герой, живущий замкнуто, не имеющий друзей, семьи, близки или потерявший их. Таким героем стал Самсон Вырин, представший перед читателем на страницах повести «Станционный смотритель». Великий гуманистический пафос этого произведения в том, что оно пробуждает в читателях острое чувство сострадания, желание того, чтобы не было на земле людей с несчастной судьбой.

«Глаголом жги сердца людей» - именно в этом видит своё предназначение А.С. Пушкин. Именно это стало жизненной целью Абая Кунанбаева – великого поэта, писателя, общественного деятеля, основоположника современной казахской письменной литературы. А. Кунанбаев стал реформатором казахской культуры в духе сближения её с русской и европейской культурой.

Писать стихи Абай (именно под этим именем он прожил жизнь и вошёл в историю) начал рано. К 40 годам он глубоко осознал своё призвание как поэта и гражданина. Абаю стала очень близка по духу поэзия А.С. Пушкина.

Как поэт  и гражданин Абай  имел необычайный авторитет и огромную популярность среди народа. Он дал мощный импульс для развития талантливых молодых людей.  Много новшеств внёс поэт в казахскую литературу. Главное в том, что он органично влил в неё поток образов, форм, сюжетов, идей литературы других народов. Это имело неоценимое значение для развития родной казахской литературы: она стала частью мировой классической культуры.

Особое место в творчестве Абая занимает «Кара соз» («Слова назидания»). Это небольшие законченные высказывания в прозаической форме. Основное чувство, пронизывающее «Кара соз», - боль от глупости толпы и вера в могущество разума. Таким же настроением проникнуто стихотворение А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Абай понимал, что одним махом толпа не станет народом. Для этого нужны образованные люди. По его мнению, главное в учении, если оно приносит радость. Абай создал целую педагогическую систему, в которой главное значение отвёл нравственному примеру и языкам других народов. «Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно…» - так говорил писатель.

У деятеля такого высокого уровня всегда найдутся завистники недоброжелатели, особенно среди богатых людей из верхов. Ведь такие всегда считают себя «властителями дум» и ненавидят людей, действительно несущих новые идеи народу. Абай подвергался доносам, клевете, слежке. И в этом их судьбы с А.С. Пушкиным схожи. Но вопреки всему творчество великих поэтов и сегодня продолжает питать народное сознание, остаётся актуальным, вечным.