Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих

Литературно-спортивный проект

«В гостях у сказки»

Цели: активизация коммуникативных и творческих способностей младших школьников; углубление знаний о сказках; развитие спортивных навыков; воспитание интереса к чтению книг и занятиям спорта.

Этапы проекта.

Первый этап – выбор социально значимой цели, обсуждение с учащимися вопроса: «В каком интересном, ярком, необычном школьном мероприятии вы хотели бы участвовать?» Результатом обсуждения стала идея проведения литературно-спортивного праздника.

Второй этап-планирование деятельности  по реализации проекта.

Разработка сценария  праздника.

Чтение сказок русских и зарубежных писателей.

Подготовка и проведение литературных викторин .

Подготовка сказочного инвентаря .Презентация проекта(Праздник «В гостях у сказки»).

Третий этап  - практически - деятельностный.На данном этапе руководители  проекта подготовили сценарий,определили тематику эстафет на основе учета физических возможностей учащихся начальных классов и круга чтения младших школьников, возможности перенесения действий героев сказок в содержание эстафет. Учащиеся вспомнили и прочитали сказки русских и зарубежных писателей. Были проведены три литературные викторины: по сказкам русских писателей;по сказкам зарубежных писателей; по русским народным сказкам. Был подготовлен «сказочный» инвентарь. К этой работе привлекли старших школьников.

      Четвертый этап – презентация проекта – проведение литературно – спортивного праздника « В гостях у сказки», разработка которого представлена ниже.

 

 

  Спортивный зал красочно оформлен. На стене плакат с названием мероприятия, изображение сказочных героев. У входа «камень» с надписью:

Прямо пойдешь –в зрители попадешь.

Направо пойдешь-жюри найдешь.

Налево пойдешь – в команду попадешь.

Назад пойдешь –ничего не найдешь.

Ход урока

l. Организационный момент.

-Добрый  день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией и поболеть за те команды , которые решили принять участие в конкурсе.

ll.Постановка цели.

- Что за праздник у нас сегодня? Расшифруйте эту запись:

В согятх у икзаск

- О чем будет этот праздник? (О сказках)

-Почему мы в спортзале? (Наверное, будут еще и спортивные соревнования.)

-Вспомните сказочных героев, которым приходилось преодолевать множество трудностей и испытаний.

-Приведите примеры таких испытаний.(Борьба с Драконом, Кощеем, Бабой –Ягой.)

-Какими качествами надо обладать, чтобы преодолеть все трудности? (Надо быть сильными, смелыми, выносливыми.)

-Что помогает человеку приобрести все эти качества ? (Занятия спортом, физкультурой, зарядкой.)

-Чтобы победить сильного врага, только силы и ловкости недостаточно. Что тогда приходит на помощь ? (Смекалка, сообразительность.)

-Что лучше всего помогает нам развивать смекалку?(Чтение книг.)

-Именно поэтому мы сегодня собрались на литературно – спортивный праздник «В гостях у сказки». Мы будем тренировать ум, смекалку, выносливость, силу и ловкость.

Чтобы все настроились на веселое спортивно – сказочное настроение, начнём с быстрой литературной разминки.

Но сначала необходимо придумать названия команд . ( учащиеся придумывают названия команд, придерживаясь темы праздника.)

lll. Литературная викторина (участвуют команды игроков).

-Кто автор этих строк и как называется произведение?

                                        Свет мой зеркальце! Скажи,

                                         Да всю правду доложи:

                                         Я ль на свете всех милее,

 Всех румяней и белее?

(А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

                                                                           Ай, Моська!

Знать, она сильна,

Коль лает на слона!

И.А.Крылов. «Слон и Моська».)

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

-Слон.

(К.И.Чуковский. «Телефон»)

-Ответьте на литературные вопросы:

-От кого убежала посуда ? (От  Федоры . « Федорино  горе ».)

-В какой сказке людоед превращается в мышку и кот его съедает ? (В сказке «Кот в сапогах» Ш.Перро.)

-Из чего солдат варил кашу ? (Из топора.)

-Из какой сказки выражение «Осталась у разбитого корыта» ? ( Из сказки о золотой рыбке» А.С .Пушкина)

-Сколько лет жил старик со своею старухой, пока не поймал золотую рыбку ?

( Тридцать три года)

- Из чего фея сделала карету для Золушки? ( Из тыквы.)

-Кто кусал женщин то в нос, то в глаз, хотя на самом деле был князем? (Комар из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина.)

-Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Варенье.)

-Первая женщина, совершившая полет на летательном аппарате.(Баба- Яга.)

-Сколько героев в сказке «Репка»? (Семь)

-Теперь задание для зрителей. Я буду называть только последние слова строк из известных вам стихотворений. Ваша задача – вспомнить и прочитать отрывок стихотворения, из которого они взяты и назвать авторов.

                       Кроет ,крутя, завоет, дитя.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя .

То, как зверь, она завоет.

То заплачет, как дитя.

(А.С.Пушкин.«Зимний вечер»)

Одинокий, голубом, далекой, родном.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

(М.Ю.Лермонтов.«Пару».)

Пору, мороз, в гору, воз.

Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу  вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка , везущая хворосту воз.

(Н. А. Некрасов.«Мужичок с ноготок»)

lV. Конкурсная программа

1.Конкурс «Незнайка на воздушном шаре»

-Главный герой этой сказки летал со своими друзьями на воздушном шаре в Цветочный город. Назовите произведение и автора («Приключение Незнайки и его друзей».Н.Н. Носов.)

   Как выглядит воздушный шар, все, наверное, представляют. Когда воздух в шаре начинает охлаждаться, чтобы шар не опускался, из гондолы (корзины) выбрасывают балласт -  мешочки с песком.

   У каждой команды воздушный шарик, корзина с пятью мешочками

 ( «балласт») и ящик.

Участник в одной руке держит корзину, в другой – « воздушный шар». По сигналу он бежит к ящику и выбрасывает из корзины один мешочек –«балласт», при этом он облегчает корзину. Затем, возвращаясь,передает корзину и шарик другому участнику.

  Побеждает команда, участники которой быстрее освободят корзину от «балласта» - мешочков с песком.

2. Конкурс «Колобок».

- Кто догадался, из какой сказки эти герои ? (Из русской народной сказки «Колобок»)

Колобок в сказке уходит от зайца, волка и медведя,но попадает в пасть хитрой лисы.

  У каждой команды мяч с мордочкой колобка, закреплённые на кеглях маски зайца, волка, медведя ; цилиндрическое ведро с маской лисы

 ( «пасть» рыжей плутовки)

Участник руками обводит трех «зверей», встретившихся ему на пути. Не доходя 1 м  до ведра, нужно отправить «колобка» в «пасть» лисы, затем быстро достать «колобка» из ведра, вернуться к команде и передать «колобка» следующему игроку. Побеждает  команда, прошедшая все препятствия первой.

3. Конкурс «Ступа с Бабой – Ягой»

Кто пользуется этим инвентарем? (Баба – Яга)

     Каждой команде даются ведро «ступа» и метла.

   Участник встает ногой в ведро, одной рукой держит ведро за ручку, другой –метлу. В таком положении необходимо пройти дистанцию и передать управление транспортом следующей «Бабке – Ежке».

4.Конкурс «Золушка и мачеха»

- Послушная, трудолюбивая девочка ни минуты не сидела без дела. А находила ей эти дела неугомонная злая мачеха. Что это за сказка и кто её автор ? (« Золушка» .  Шарль  Перро.)

  У каждой команды корзина с  десятью кубиками (мусор), веник и совок.

На роль мачехи приглашается мама из команды соперников, у ее ног рассыпаны кубики –  «мусор». В руках у игрока (первая «Золушка») корзина, веник, совок. «Золушка» бежит к кубикам, собирает при помощи веника и совка «мусор» в корзину и отдает её «мачехе». «Мачеха» высыпает мусор из корзины и отдает ее «Золушке». Игрок возвращается, передает инвентарь следующей «Золушке». Это «безобразие» продолжается до тех пор, пока последняя «Золушка» не решится на отчаянный шаг – не отдаст «мачехе» корзину с мусором, а вернется вместе с ней к команде.

5. Конкурс «Маугли»

   - В сказке Киплинга «Книга джунглей» человеческий детеныш Маугли воспитывался волчицей. У него было много друзей среди обитателей джунглей. Но был у него кровожадный враг: тигр Шер Хан. Маугли не раз сражался с тигром и все таки победил. Шер Хану пришлось уйти из джунглей навсегда.

   У каждой команды табурет, замаскированный декоративной зеленью (фрагмент джунглей), стойка, на ней закреплена мишень с изображением Шер Хана, дротики.

Участник бежит к табурету, берет дротик (стрелу), бросает в изображение Шер Хана, возвращается, передает эстафету следующему.

  Самые ловкие и меткие «маугли» принесут победу своей команде.

6.Конкурс «Барон Мюнхгаузен на ядре»

-Этот конкурс связан с любителем попутешествовать на пушечном снаряде. О ком идет речь? (О бароне Мюнхгаузене.)

    Персонаж из произведения немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе, барон Мюнхгаузен, однажды решил попутешествовать не совсем обычным способом – верхом на пушечном ядре. Воспользоваться таким необычным видом транспорта предлагается и вам . « Ядро» - это огромный фитнесбол.

  У каждой команды – фитнесбол и  шляпа-треуголка (с которой Мюнхгаузен никогда не расставался).

   Участник надевает треуголку и одной рукой катит «ядро» до фишки и обратно. «Ядро» и треуголку передает следующему «камикадзе». Побеждает команда, которая быстрее освоит «полеты на ядре».

7.Конкурс «Дюймовочка».

- Героиня этой сказки, крохотная девочка, была похищена лягушками.Назовите сказку и автора. ( «Дюймовочка» .ХансКристиан Андерсен.)

   В этой сказке девочке, оказавшейся на болоте, пришлось убегать от неприятной компании. Ей это сделать удалось. А сможете ли это испытание преодолетьвы?

 У каждой команды по два вырезанных из цветного картона листа (они изображают листья водного растения кувшинка).

   Участник, переступая с одного листа кувшинки на другой (при этом он не должен оступиться – «упасть в болото»), продвигается к фишке. Взяв кувшинки, обратно возвращается бегом. Побеждают самые быстрые и ловкие «дюймовочки»

8.Конкурс «Хоттабыч»

- В каком современном произведении герои передвигались на ковре – самолете? («Старик Хоттабыч».) Кто его автор? (Лазарь Лагин)

  Герои этой сказки выбрали необычный и довольно опасный вид транспорта – ковер- самолет. Но зато перемещались быстро, с ветерком. А какой обзор! Не то что из иллюминатора современного лайнера.

  У каждой команды –  «ковер- самолет».

Три участника тянут четвертого на  «ковре – самолете». Обратно возвращаются бегом, расстилают «ковер – самолет» за линией старта для следующей четверки. У кого в «ковре – самолете» окажется больше лошадиных сил, та команда и победит.

V. Подведение итогов.

-Объявляем победившую команду.

Vl. Рефлексия.

-С каким настроением вы уйдете с этого праздника? (С хорошим! )

-Почему у вас  хорошее настроение? ( Было очень интересно и весело.)

- Что больше всего понравилось? Запомнилось?

- Чем заканчивается любая сказка? (Добро побеждает зло)

-Можем ли мы сказать, что и сегодня победило добро? Независимо от результатов конкурсов вы все стали сильнее, добрее ,дружнее.

Vll. Заключительная часть

-Какими словами обычно заканчиваются сказки? (И я там был, мед,пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.)

Каждая сказка кончается пиром. А наш праздник закончится чаепитием. Внесите, пожалуйста, торт!