Литературно-спортивный проект
«В гостях у сказки»
Цели: активизация коммуникативных и творческих способностей младших школьников; углубление знаний о сказках; развитие спортивных навыков; воспитание интереса к чтению книг и занятиям спорта.
Этапы проекта.
Первый этап – выбор социально значимой цели, обсуждение с учащимися вопроса: «В каком интересном, ярком, необычном школьном мероприятии вы хотели бы участвовать?» Результатом обсуждения стала идея проведения литературно-спортивного праздника.
Второй этап-планирование деятельности по реализации проекта.
Разработка сценария праздника.
Чтение сказок русских и зарубежных писателей.
Подготовка и проведение литературных викторин .
Подготовка сказочного инвентаря .Презентация проекта(Праздник «В гостях у сказки»).
Третий этап - практически - деятельностный.На данном этапе руководители проекта подготовили сценарий,определили тематику эстафет на основе учета физических возможностей учащихся начальных классов и круга чтения младших школьников, возможности перенесения действий героев сказок в содержание эстафет. Учащиеся вспомнили и прочитали сказки русских и зарубежных писателей. Были проведены три литературные викторины: по сказкам русских писателей;по сказкам зарубежных писателей; по русским народным сказкам. Был подготовлен «сказочный» инвентарь. К этой работе привлекли старших школьников.
Четвертый этап – презентация проекта – проведение литературно – спортивного праздника « В гостях у сказки», разработка которого представлена ниже.
Спортивный зал красочно оформлен. На стене плакат с названием мероприятия, изображение сказочных героев. У входа «камень» с надписью:
Прямо пойдешь –в зрители попадешь.
Направо пойдешь-жюри найдешь.
Налево пойдешь – в команду попадешь.
Назад пойдешь –ничего не найдешь.
Ход урока
l. Организационный момент.
-Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией и поболеть за те команды , которые решили принять участие в конкурсе.
ll.Постановка цели.
- Что за праздник у нас сегодня? Расшифруйте эту запись:
В согятх у икзаск
- О чем будет этот праздник? (О сказках)
-Почему мы в спортзале? (Наверное, будут еще и спортивные соревнования.)
-Вспомните сказочных героев, которым приходилось преодолевать множество трудностей и испытаний.
-Приведите примеры таких испытаний.(Борьба с Драконом, Кощеем, Бабой –Ягой.)
-Какими качествами надо обладать, чтобы преодолеть все трудности? (Надо быть сильными, смелыми, выносливыми.)
-Что помогает человеку приобрести все эти качества ? (Занятия спортом, физкультурой, зарядкой.)
-Чтобы победить сильного врага, только силы и ловкости недостаточно. Что тогда приходит на помощь ? (Смекалка, сообразительность.)
-Что лучше всего помогает нам развивать смекалку?(Чтение книг.)
-Именно поэтому мы сегодня собрались на литературно – спортивный праздник «В гостях у сказки». Мы будем тренировать ум, смекалку, выносливость, силу и ловкость.
Чтобы все настроились на веселое спортивно – сказочное настроение, начнём с быстрой литературной разминки.
Но сначала необходимо придумать названия команд . ( учащиеся придумывают названия команд, придерживаясь темы праздника.)
lll. Литературная викторина (участвуют команды игроков).
-Кто автор этих строк и как называется произведение?
Свет мой зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Ай, Моська!
Знать, она сильна,
Коль лает на слона!
И.А.Крылов. «Слон и Моська».)
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
-Слон.
(К.И.Чуковский. «Телефон»)
-Ответьте на литературные вопросы:
-От кого убежала посуда ? (От Федоры . « Федорино горе ».)
-В какой сказке людоед превращается в мышку и кот его съедает ? (В сказке «Кот в сапогах» Ш.Перро.)
-Из чего солдат варил кашу ? (Из топора.)
-Из какой сказки выражение «Осталась у разбитого корыта» ? ( Из сказки о золотой рыбке» А.С .Пушкина)
-Сколько лет жил старик со своею старухой, пока не поймал золотую рыбку ?
( Тридцать три года)
- Из чего фея сделала карету для Золушки? ( Из тыквы.)
-Кто кусал женщин то в нос, то в глаз, хотя на самом деле был князем? (Комар из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина.)
-Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Варенье.)
-Первая женщина, совершившая полет на летательном аппарате.(Баба- Яга.)
-Сколько героев в сказке «Репка»? (Семь)
-Теперь задание для зрителей. Я буду называть только последние слова строк из известных вам стихотворений. Ваша задача – вспомнить и прочитать отрывок стихотворения, из которого они взяты и назвать авторов.
Кроет ,крутя, завоет, дитя.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя .
То, как зверь, она завоет.
То заплачет, как дитя.
(А.С.Пушкин.«Зимний вечер»)
Одинокий, голубом, далекой, родном.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
(М.Ю.Лермонтов.«Пару».)
Пору, мороз, в гору, воз.
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка , везущая хворосту воз.
(Н. А. Некрасов.«Мужичок с ноготок»)
lV. Конкурсная программа
1.Конкурс «Незнайка на воздушном шаре»
-Главный герой этой сказки летал со своими друзьями на воздушном шаре в Цветочный город. Назовите произведение и автора («Приключение Незнайки и его друзей».Н.Н. Носов.)
Как выглядит воздушный шар, все, наверное, представляют. Когда воздух в шаре начинает охлаждаться, чтобы шар не опускался, из гондолы (корзины) выбрасывают балласт - мешочки с песком.
У каждой команды воздушный шарик, корзина с пятью мешочками
( «балласт») и ящик.
Участник в одной руке держит корзину, в другой – « воздушный шар». По сигналу он бежит к ящику и выбрасывает из корзины один мешочек –«балласт», при этом он облегчает корзину. Затем, возвращаясь,передает корзину и шарик другому участнику.
Побеждает команда, участники которой быстрее освободят корзину от «балласта» - мешочков с песком.
2. Конкурс «Колобок».
- Кто догадался, из какой сказки эти герои ? (Из русской народной сказки «Колобок»)
Колобок в сказке уходит от зайца, волка и медведя,но попадает в пасть хитрой лисы.
У каждой команды мяч с мордочкой колобка, закреплённые на кеглях маски зайца, волка, медведя ; цилиндрическое ведро с маской лисы
( «пасть» рыжей плутовки)
Участник руками обводит трех «зверей», встретившихся ему на пути. Не доходя 1 м до ведра, нужно отправить «колобка» в «пасть» лисы, затем быстро достать «колобка» из ведра, вернуться к команде и передать «колобка» следующему игроку. Побеждает команда, прошедшая все препятствия первой.
3. Конкурс «Ступа с Бабой – Ягой»
Кто пользуется этим инвентарем? (Баба – Яга)
Каждой команде даются ведро «ступа» и метла.
Участник встает ногой в ведро, одной рукой держит ведро за ручку, другой –метлу. В таком положении необходимо пройти дистанцию и передать управление транспортом следующей «Бабке – Ежке».
4.Конкурс «Золушка и мачеха»
- Послушная, трудолюбивая девочка ни минуты не сидела без дела. А находила ей эти дела неугомонная злая мачеха. Что это за сказка и кто её автор ? (« Золушка» . Шарль Перро.)
У каждой команды корзина с десятью кубиками (мусор), веник и совок.
На роль мачехи приглашается мама из команды соперников, у ее ног рассыпаны кубики – «мусор». В руках у игрока (первая «Золушка») корзина, веник, совок. «Золушка» бежит к кубикам, собирает при помощи веника и совка «мусор» в корзину и отдает её «мачехе». «Мачеха» высыпает мусор из корзины и отдает ее «Золушке». Игрок возвращается, передает инвентарь следующей «Золушке». Это «безобразие» продолжается до тех пор, пока последняя «Золушка» не решится на отчаянный шаг – не отдаст «мачехе» корзину с мусором, а вернется вместе с ней к команде.
5. Конкурс «Маугли»
- В сказке Киплинга «Книга джунглей» человеческий детеныш Маугли воспитывался волчицей. У него было много друзей среди обитателей джунглей. Но был у него кровожадный враг: тигр Шер Хан. Маугли не раз сражался с тигром и все таки победил. Шер Хану пришлось уйти из джунглей навсегда.
У каждой команды табурет, замаскированный декоративной зеленью (фрагмент джунглей), стойка, на ней закреплена мишень с изображением Шер Хана, дротики.
Участник бежит к табурету, берет дротик (стрелу), бросает в изображение Шер Хана, возвращается, передает эстафету следующему.
Самые ловкие и меткие «маугли» принесут победу своей команде.
6.Конкурс «Барон Мюнхгаузен на ядре»
-Этот конкурс связан с любителем попутешествовать на пушечном снаряде. О ком идет речь? (О бароне Мюнхгаузене.)
Персонаж из произведения немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе, барон Мюнхгаузен, однажды решил попутешествовать не совсем обычным способом – верхом на пушечном ядре. Воспользоваться таким необычным видом транспорта предлагается и вам . « Ядро» - это огромный фитнесбол.
У каждой команды – фитнесбол и шляпа-треуголка (с которой Мюнхгаузен никогда не расставался).
Участник надевает треуголку и одной рукой катит «ядро» до фишки и обратно. «Ядро» и треуголку передает следующему «камикадзе». Побеждает команда, которая быстрее освоит «полеты на ядре».
7.Конкурс «Дюймовочка».
- Героиня этой сказки, крохотная девочка, была похищена лягушками.Назовите сказку и автора. ( «Дюймовочка» .ХансКристиан Андерсен.)
В этой сказке девочке, оказавшейся на болоте, пришлось убегать от неприятной компании. Ей это сделать удалось. А сможете ли это испытание преодолетьвы?
У каждой команды по два вырезанных из цветного картона листа (они изображают листья водного растения кувшинка).
Участник, переступая с одного листа кувшинки на другой (при этом он не должен оступиться – «упасть в болото»), продвигается к фишке. Взяв кувшинки, обратно возвращается бегом. Побеждают самые быстрые и ловкие «дюймовочки»
8.Конкурс «Хоттабыч»
- В каком современном произведении герои передвигались на ковре – самолете? («Старик Хоттабыч».) Кто его автор? (Лазарь Лагин)
Герои этой сказки выбрали необычный и довольно опасный вид транспорта – ковер- самолет. Но зато перемещались быстро, с ветерком. А какой обзор! Не то что из иллюминатора современного лайнера.
У каждой команды – «ковер- самолет».
Три участника тянут четвертого на «ковре – самолете». Обратно возвращаются бегом, расстилают «ковер – самолет» за линией старта для следующей четверки. У кого в «ковре – самолете» окажется больше лошадиных сил, та команда и победит.
V. Подведение итогов.
-Объявляем победившую команду.
Vl. Рефлексия.
-С каким настроением вы уйдете с этого праздника? (С хорошим! )
-Почему у вас хорошее настроение? ( Было очень интересно и весело.)
- Что больше всего понравилось? Запомнилось?
- Чем заканчивается любая сказка? (Добро побеждает зло)
-Можем ли мы сказать, что и сегодня победило добро? Независимо от результатов конкурсов вы все стали сильнее, добрее ,дружнее.
Vll. Заключительная часть
-Какими словами обычно заканчиваются сказки? (И я там был, мед,пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.)
Каждая сказка кончается пиром. А наш праздник закончится чаепитием. Внесите, пожалуйста, торт!