Программа коррекционной работы.
МОБУ «Полевая СОШ» является экспериментальной площадкой внедрения в действие ФГОС начального общего образования второго поколения.
Психолого-педагогическая служба школы отвечает за разработку модели психолого-педагогического сопровождения введения стандартов. Актуальность создания такой модели очевидна и связана с особенностями новых стандартов. Психологическое сопровождение охватывает учащихся 1 классов, а также родителей и педагогов.
Главной целью современной психологической службы образования является психологическое сопровождение образовательного процесса, создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Цель психологического сопровождения учащихся 1 классов:
- успешная адаптация учащихся к школьной жизни;
- развитие эмоциональной регуляции поведения учащихся;
- предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
· систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
· формировать у учащихся способность к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
· создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Психологическое сопровождение учащихся 1 класса начинается с момента поступления ребенка в школу. Включает в себя следующие этапы:
I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу.
Начинается в августе месяце одновременно с записью детей в школу и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Диагностика состоит из двух составных частей:
- первичная (август): осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка.
- вторичная (апрель): организуется второй «диагностический тур» по отношению к детям, показавшим низкие результаты, направлен на выявление причин низких результатов.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций для родителей первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации школьной жизни ребенка.
Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.
3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.
II этап – первичная адаптация детей к школе.
Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:
1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
2. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится психологом во внеурочное время через организацию групповых занятий по программе коррекционно-развивающей работы с учащимися «Час развития», в период адаптации.
Цель программы «Час развития»: создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в данной ему педагогической среде.
Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 4 – 8 человек. Программа включает в себя 20 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 35-50 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Дополнительно с групповыми занятиями проводятся индивидуальные занятия с этими детьми по развитию когнитивных умений и способностей, необходимых для обучения в школе. Индивидуальные занятия проводятся раз в неделю в течение 20-30 минут.
Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также каждые пять занятий проводится консультация родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.
Игры подобраны и проводятся в определенной логике, помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Также игры содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
3. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течении второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики. Программа сопровождения родителей помогает повысить их психологическую компетентность, помогает выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения, осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях.
3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации.
4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров. Программа сопровождения педагогов нацелена на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся. В нашей школе психологическое сопровождение педагогов происходит за счет обучающих семинаров, мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций.
5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
6. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.
7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.
Положения и рекомендации психолога могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
Предполагаемые результаты: успешная адаптация учащихся к школьной жизни, развитие эмоциональной регуляции поведения учащихся, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения необходимо для выявления индивидуальных вариантов развития и оказания своевременной помощи. Особенно это важно в начальной школе, так как именно здесь учеба - ведущий вид деятельности учащихся. Не готовые к школе дети обречены на неуспеваемость.
Психологическая служба в системе образования призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка. Особенно важны эти условия в начальной школе, а главное в первом классе, так как именно первый класс - стартовая площадка всего школьного пути ученика, его успешности, развития, личностного становления.
Программа развивающих занятий «Час развития» выступает как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка.
Цель программы: преодоление трудностей в интеллектуальной сфере, эмоциональном состоянии, поведении, общении.
Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач программы:
1. Коррекция и развитие у детей познавательной сферы (память, мышление, внимание, воображение и т.д.), что необходимо, для успешного обучения в начальной школе.
2. Коррекция и развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
3. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я концепции» детей, устойчивой самооценки и снижение уровня школьной тревожности.
Эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению.
Программа включает в себя 20 занятий.
Форма работы:
- групповые занятия (4 – 10 человек) – 2 раза в неделю в течение 30 – 40 минут;
- индивидуальные занятия – 1 раз в неделю в течение 20-30 минут.
Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также каждые пять занятий проводится консультация родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.
Структура занятий
В структуре каждого занятия выделяются следующие элементы:
Ритуалы приветствия-прощания: важные момент работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.
Разминка. Может проводиться как в начале занятия, так и между отдельными упражнениями. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного коррекционно - развивающего комплекса.
Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.
Тематический план занятий
№ п\п |
Содержание темы |
Количество часов |
Примечание |
|
Групповая работа |
Индивид. работа |
|||
1. |
Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе; развитие памяти, внимания, образного мышления, воображения. |
30 минут |
20 минут |
Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом. |
2. |
Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей, развитие языка жестов и мимики; развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, умения моделировать; развитие усидчивости, самоконтроля. |
30 минут |
20 минут |
|
3. |
Стимулирование общения; развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, мелкой моторики; развитие самоконтроля. |
30 минут |
20 минут |
|
4. |
Формирование коммуникативных качеств; работа с эмоцией радости; развитие памяти, внимания, логического мышления, зрительно-моторной координации, умения управлять собственным телом. |
30 минут |
20 минут |
|
5. |
Развитие коммуникативных навыков, снятие тревожности; развитие памяти, внимания, моторики, зрительно-моторной координации, развитие навыков самоконтроля. |
30 минут |
20 минут |
Консультация родителей по развитию детей в домашних условиях. |
6. |
Формирование правильного представления о себе; развитие логического мышления, зрительной памяти, моторики и зрительно моторной координации, умения ориентироваться в пространстве, концентрировать своё внимание, расслабляться. |
30 минут |
20 минут |
|
7. |
Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом; развитие моторики, зрительно моторной координации; формирование позитивной самооценки. |
30 минут |
20 минут |
|
8. |
Развитие коммуникативных навыков, тактильных ощущений; повышение самооценки; развитие эмоциональной сферы; развитие мелкой моторики, концентрации внимания. |
30 минут |
20 минут |
|
9. |
Эмоционально-экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции; развитие ассоциативного мышления, внимания, моторики и зрительно моторной координации; формирование коммуникативных качеств. |
30 минут |
20 минут |
|
10. |
Развитие эмпатических способностей; развитие воображения, словесно-логического мышления, внимания, временной ориентации. |
30 минут |
20 минут |
1)Проведение контрольного среза. 2)Консультация родителей по развитию детей в домашних условиях. |
11. |
Развитие умения различать и понимать эмоциональные состояния; развитие логического мышления, образного мышления, воображения. |
30 минут |
20 минут |
|
12. |
Развитие эмоциональной сферы, фантазии; развитие памяти, внимания, логики, моторики и зрительно моторной координации; профилактика нарушения зрения. |
30 минут |
20 минут |
|
13. |
Формирование самооценки; развитие умения разбираться в чувствах и настроениях других людей; укрепление чувства уверенности в себе; развитие воображения, логической памяти, логического мышления, внимания. |
30 минут |
20 минут |
|
14. |
Развитие умения видеть в себе и других людях некоторые черты характера; развитие воображения, мышления, переключаемости внимания, умения расслабляться. |
30 минут |
20 минут |
|
15. |
Развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психоэмоциональное напряжение; развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления. |
30 минут |
20 минут |
Консультация родителей по развитию детей в домашних условиях. |
16. |
Развитие воображения, внимания, мышления, моторики и зрительно моторной координации, умения снимать психоэмоциональное напряжение. |
30 минут |
20 минут |
Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом. |
17. |
Развитие умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций; развитие волевой сферы, саморегуляции; формирование правильного представления о себе, верной самооценки. |
30 минут |
20 минут |
|
18. |
Установление тёплой атмосферы в отношениях между детьми; развитие моторной координации, восприятия, зрительной памяти, концентрации внимания, понятийного мышления, пополнение словарного запаса; развитие умения снимать напряжение. |
30 минут |
20 минут |
|
19. |
Развитие умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей; развитие умения снимать напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, моторики и зрительно моторной координации; формирование уверенности в правильности воспроизведения. |
30 минут |
20 минут |
|
20. |
Формирование чувства уверенности в себе; развитие умения расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, воображения, моторной координации. |
30 минут |
20 минут |
1)Проведение контрольного среза. 2)Консультация родителей по развитию детей в домашних условиях. |
|
ИТОГО: |
10 часов |
6 часов 40 минут |
|