Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экзаменационные билеты.

История 9кл.

Учебник Данилов А.А. Косулина Л.Г

«История России» 

Билеты составлены в соответствии с журналом «Вестник образования»» №3-4 2007г.

2012

 

Экзаменационные билеты составлены на основе примерных экзаменационных билетов и соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236), а также федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ

Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).

Экзаменационные билеты охватывают содержание курса истории России с древности до современности. Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Таким образом, билеты могут использоваться независимо от учебников, по которым велось преподавание. В данном классе история России преподавалась по учебникам А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной. 

Экзамен по истории проводится по выбору учащихся.

Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.

Количество билетов в комплекте определяется образовательным учреждением, проводящим экзамен. Ввиду необходимости нормализации нагрузки выпускников в период сдачи экзаменов рекомендуется, чтобы количество экзаменационных билетов не превышало 24 билетов (в то же время желательно, чтобы их было не менее 18). Для данного выпуска предлагается 21 билет.

Предлагаемые билеты содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определенные стороны

подготовки учащихся. В билеты включается также практическое задание для

работы с историческим текстом, проверяющее умения анализировать текст,

применять знания.

Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки выпускников

9 классов в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

В число проверяемых элементов подготовки входят:

• знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;

• понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;

• умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия, извлекать информацию из исторических текстов (источников).

С учетом того что ранние периоды отечественной истории изучаются в 6–7 классах, то есть за несколько лет до экзамена, установлено следующее

общее соотношение вопросов в билетах: одна половина вопросов касается

истории с древности до конца XIX века, другая половина – истории ХХ века

(изучаемой в 9 классе). Поскольку проверка по периодам до начала XX века носит отсроченный характер, вопросы по ним формулируются укрупненно, касаются наиболее значительных событий.

 

Структура экзаменационных билетов

Каждый билет включает 3 вопроса.

Первый вопрос предполагает систематизированное описание значительного исторического события (событий), процесса, явления. При этом учащийся должен проявить знание базовой исторической информации,

умение полно, последовательно изложить ее.

Второй вопрос требует, чтобы экзаменуемый выполнил одно из следующих действий: раскрытие места событий в историческом контексте; объяснение их причин и следствий, значения; сравнение событий, явлений. В этом случае проявляются и оцениваются умения выпускников анализировать материал, применять знания в заданной познавательной ситуации, отвечать на проблемный вопрос.

Третий вопрос носит практический характер, требует применения знаний, умений. Он предусматривает работу с историческим текстом – отрывком из источника или работы историка. Экзаменуемому предлагается:

а) определить, о каком событии, историческом лице и т. д. говорится в отрывке; б) объяснить, на основании чего (каких данных) он это сделал. Исторические тексты помещаются на специальных раздаточных листах, которые прилагаются к экзаменационным билетам в начале экзамена (включать их в билеты заранее представляется нецелесообразным).

Рекомендуемое время на подготовку ответа – 20–30 минут. При устной

форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.

Оценивание ответов экзаменуемых осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, которые конкретизированы для вопросов 1, 2 и 3. При этом учитываются объем, сложность каждого из вопросов.

Основное место в ответе – по объему, сложности – занимают вопросы

1 и 2 (примерно в паритетном соотношении). Оценка их выполнения в основном определяет общую экзаменационную отметку. Критерии оценивания ответов на вопросы 1 и 2 представлены в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1

 

Отметка

Критерии оценивания на первый вопрос билета

«5»

Дано полное описание события, явления (названы характерные черты, приведены главные факты); ответ логически выстроен, суждения аргументированы

«4»

Названы главные характерные черты события, явления без необходимой конкретизации их фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован); допущены неточности

«3»

Приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и т.п.); ответ неполон, непоследователен

 

 

 

Таблица 2.

 

Отметка

Критерии оценивания на второй вопрос билета

«5»

События, явления рассмотрены в историческом контексте, соотнесены с другими событиями; раскрыты причинно-следственные связи; при сравнении показаны черты общего и различия  (в общей сложности не менее 4 положений)  

«4»

События, явления характеризуются неполно, изолированно от исторического контекста; недостаточно раскрыты связи событий, их преемственность; при сравнении черты общего и различия раскрыты неполно (в общей сложности 2-3 положения)  

«3»

Изложены единичные факты, фрагментарные сведения без раскрытия исторических связей событий; в сравнении указаны лишь одна общая черта или только единичное различие

 

Таблица 3.

 

Отметка

Критерии оценивания на третье задание билета

«5»

Названы имя (дата, событие и т.д.) и 2 и более элемента текста, позволившие его определить

«4»

Названы имя (дата, событие и т.д.) и 1 элемент текста, позволивший его определить

«3»

Названо только имя (дата, событие и т.д.); элементы текста, позволяющие его определить, не названы

 

При выведении итоговой отметки результат определяется по принципу среднего арифметического из результатов ответов на все вопросы экзаменационного билета.

 

Билет №1

1. Древняя Русь в IX – н.XII вв.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.

2. К какому периоду истории относятся названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На какие две группы их можно разделить? Объясните, чем отличались эти группы.

3. Работа с источником.

 

Билет №2

1. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII в.

2. Сравните развитие культуры в СССР в 1945-1953гг. и в период «оттепели», назовите общие черты и различия.

3. Работа с источником.

 

Билет №3

1. Основные достижения культуры древней и средневековой Руси (X – XVI вв).

2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «хутор», «отруб», «Крестьянский банк»? Объясните их значение.

3. Работа с источником.

 

Билет №4

1. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого Российского государства в XIV-XV вв.

2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «приватизация», «либерализация цен», «шоковая терапия»? Объясните их значение.

3. Работа с источником.

 

Билет №5

1. Преобразования Петра I: содержание, итоги.

2. К какому периоду (периодам) относится понятие «многопартийность»? Объясните с какими событиями, процессами оно связано.

3. Работа с источником.

 

Билет №6

1. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII века: задачи, основные направления, итоги.

2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «реабилитация», «совнархоз», «освоение целины»? Объясните, какие характерные черты этого периода они отражали.

3. Работа с источником.

 

Билет №7

1. Культура России и общественная мысль России во 2-й пол.XVIII в.

2. Сравните периоды восстановления хозяйства России, СССР после Гражданской войны и после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Объясните, в чем заключались общие черты и различия.

3. Работа с источником.

Билет №8

1. Отечественная война 1812г. Заграничный поход русской армии.

2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «гласность», «политический плюрализм», «парад суверенитетов»? Объясните, какие черты, процессы этого периода отражали названные понятия.

3. Работа с источником.

Билет №9

1. Движение декабристов: предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение.

2. Что означает понятие «коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»? Объясните, с какими событиями на фронтах и в тылу оно было связано.

3. Работа с источником. 

 

Билет №10

1. Общественные движения в России в 70-90-е гг. XIX в.: организации, участники, деятельность.

2. С каким событием отечественной истории 1920-30-х гг. связаны понятия «автономизация», «федеральное устройство»?  Объясните, какие позиции партийных руководителей они отражали.

3. Работа с источником.

 

Билет №11

1. Модернизация в России в начале XX века: основные направления, особенности.

2. С каким периодом отечественной истории связаны понятия «Избранная рада», «опричнина»? Объясните, какой политический курс отражало каждое из этих понятий.

3. Работа с источником.

 

Билет №12

1. Революция 1905-1907 гг. в России: причины, основные события, итоги.

2. К какому периоду отечественной истории относится появление понятий «всероссийский рынок», «мануфактуры», «новоторговый устав»? Объясните, с какими процессами они были связаны.

3. Работа с источником.

 

Билет №13

1. Революционные события 1917г. в России от Февраля к Октябрю: основные события, их участники, итоги.

2. С событиями какой из войн XVIII в. связаны названия Нарва, Лесная, Полтава, Гангут? Раскройте место и значение каждого из этих событий в истории войны.

3. Работа с источником.

 

Билет №14

1. Гражданская война 1918-1920 гг. в России: причины, участники, итоги.

2. Объясните, как менялся характер внутренней политики Александра I в первой и второй половине его царствования.   В чем это выразилось?

3. Работа с источником.

 

Билет №15

1. Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике: причины, основные мероприятия и результаты нэпа.

2. Когда в истории России происходили дворцовые перевороты? Объясните, к каким последствиям они привели.

3. Работа с источником.

 

Билет №16

1. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920-1930-е гг.

2. С какими событиями в истории России связаны понятия «самозванец», «семибоярщина», «тушинский вор»? Объясните, чем эти события были вызваны.

3. Работа с источником.

 

Билет №17

1. Основные события  и направления внешней политики СССР в 1920-1930-е гг.

2. Объясните, почему XVII в. отечественной истории был назван «бунташным»? Какие события дали основания для этого названия?

3. Работа с источником.

 

Билет №18

1. Индустриализация в СССР: причины, особенности проведения, итоги.

2. Сравните взгляды славянофилов и западников на пути развития России. Объясните, в чем заключались основные различия.

3. Работа с источником.

 

Билет №19

1. Великая Отечественная война: основные этапы, события, причины победы советского народа.

2. С какими событиями отечественной истории связаны понятия «выкупные платежи», «отрезки», «уставные грамоты», «временнообязанные крестьяне»? Объясните, как они характеризуют эти события.

3. Работа с источником.

 

Билет №20

1. СССР в 1945-1953гг.: основные направления и события внутренней и внешней политики.

2. К какому периоду отечественной истории относится понятие «золотой век русской культуры»? Творчество каких деятелей культуры дало основание для этого названия?

3. Работа с источником.

 

Билет №21

1. «Оттепель» в СССР: изменения политической, социально-экономической жизни, культуре. Итоги «оттепели».

2. Сравните политический строй Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII-XIV вв. Объясните, в чем заключались основные различия.

3. Работа с источником.

 

Вопросы практической части.

1. Прочтите отрывок из сочинения Н.М.Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Сей святой старец … предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу … окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»

 

2. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Объясните, на основании чего вы это определили.

         «…Тоя же зимы, в 3-й день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3-й день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нем писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них  царь великий князь гнев свой положил.

         …Царь повелел учинить ему на своем государстве двор особый…»

 

3. Прочтите отрывок из документа, изданного в царствование Екатерины II, и укажите, как называется этот документ. Объясните, на основании чего вы это определили.

         «Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжать в чужие края.

         Благородным подтверждается право покупать деревни.

         Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням. В вотчинах их заводить местечки и в оных торги и ярмарки. Право иметь или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие».

 

4. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком периоде советской истории идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«…Разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на Амуре, начиналось стахановское движение. Молодёжь была охвачена энтузиазмом…»

 

5. Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому веку относятся описываемые в нем события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«… Борис Годунов … начал делать многие неправды: и Бог ему мстил за убиение … а вор Гришка Отрепьев-разстрига принял от Бога месть по делам своим и злою смертию умер; а царя Василия избрали на царствие не многие люди, и тогда по вражью действу, многие города не захотели ему служить, а отложились от Московского государства…»

 

6. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью.

И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда было им убежать, били их 7 верст по льду … и пало немце 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

 

7. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

         «Князь перешёл за Дон, в чистое поле, в Мамаеву землю, в устье Непрядвы.

         И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять верст от множества воинов, и была сеча ожесточенная и великая, и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских… И вознес Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторенными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде… Видя это и прочие … от мала до велика бросились в бегство…»

 

8. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как называется период в истории России, о котором идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

         «После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду спасся, и ещё жив. Слух об этом дошёл до Москвы, в простонародье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли».

 

9. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как он назывался. Объясните, на основании чего вы это определили.

         «Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по его имени Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, и были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».

 

10. Прочтите отрывок из выступления Президента СССР и назовите его фамилию. Объясните, на основании чего вы её определили.

«Дорогие соотечественники! Сограждане!

В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям.

Я твердо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны».

 

11. Прочтите отрывок из Указа Президента РСФСР Б.Н.Ельцина и назовите событие, в связи с которым был издан этот указ. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Считать объявление комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся не чем иным, как государственным преступлением».

 

12. Прочтите отрывок из письма, направленного на съезд партии, и укажите, в какие годы происходили описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.

         «К середняку применили политику, направленную против кулака… Пленум призвал к строжайшей каре за антисередняцкий уклон. Постановляем одно, а на деле проводим другое… В силу массового применения репрессивных мер к середняку и бедняку середняк массово уничтожил не только товарный скот, но и племенной и другие виды продукции первой необходимости».

 

13. Прочтите отрывок из книги и назовите фамилию её автора. Объясните, на основании чего вы её определили.

«Корабль вышел на орбиту – широкую космическую магистраль. Наступила невесомость – то самое состояние, о котором я ещё в детстве читал в книгах К.Э.Циолковского. Сначала это чувство было необычным, но вскоре я привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную в полет. «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им сообщат о моём полёте», - подумалось мне… В 10 часов 35 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле…»

 

14. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К.Рокоссовского и назовите город, в котором происходила описанная битва. Объясните, на основании чего вы её определили.

«В кольце…оказалось 22 дивизии. Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение. Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные».

 

15. Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Челобитье же государь и великий князь епископов и архиепископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять, а учинить ему на своем государстве себе опричнину…»

 

16. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в каком году происходили описанные в нем события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«С сей минуты дом Рылеева сделался общим местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину холодно, однако без изъявления неудовольствия. В городе ещё не знали, отречется ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая ещё не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, что дела останутся в том же положении».

 

17. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою крови своих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался принять причины этого движения. Как и декабристы, император осознавал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещённости. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».

 

18. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в ходе какой из войн XIX в. происходили описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.

         «Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд… Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, но надо покориться необходимости…»

 

19. Прочтите отрывок из документа, укажите его название и в каком году он был принят. Объясните, на основании чего вы это определили.

         «Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, которого самым определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий … и без контрибуций».

 

20. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии в нем говорится. Объясните, на основании чего вы это определили.

         «Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной,  мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира» - так кричали на вече бояре и их сторонники».

 

21. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

         «Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедал с юности, в чем видел свое высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир становился всё более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны… возмущение надежного из надежнейших Семёновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие – всё это толкало его к человеку, обладавшего тем, чего ему всё более недоставало, - решительностью и твердостью в своих действиях – Аракчееву».