Урок-практикум
«Природные комплексы и природные ресурсы Урала»
Учитель географии МОБУ Полевая СОШ
Алимбаева А.Б.
Цели: - Ознакомить учащихся с природными комплексами Урала;
- Рассмотреть богатство недр Урала, их использование;
- Выявить экологические проблемы Урала и пути их решения.
Ход урока
I.Организационная часть. Объявление темы и целей урока.
II. Проверка домашнего задания.
1) Работа по карточкам.
Пользуясь картой атласа, установи соответствие между природными комплексами урала и их вершинами:
Полярный Урал г. Тельпосиз
Приполярный Урал г. Ямантау
Северный Урал г. Пайер
Южный Урал г. Народная
Пользуясь картой атласа, назови реки Восточного и Западного склона Уральских гор.
2) Фронтальный опрос:
ГП Урала, протяженность, высшая точка( по карте)
Особенности географического положения
Природные комплексы Урала ( по карте)
Особенности климата. Сравнение с климатом Кавказа
3) Сообщения учащихся « Природа Урала».
III. Изучение новой темы . Эпиграф: « Урал ! Опорный край державы
Ее добытчик и кузнец…»
1. Характеристика природных комплексов Урала.
Область высотной поясности. Работа с учебником( рис.87, стр.217, с наглядным пособием).
2. Изменение природных зон Урала с севера на юг. Вывод.
3. Природные ресурсы Урала. Все природные комплексы обладают определенными видами ресурсов( перечислить все виды ресурсов)
4. Сообщения учащихся « Богатство недр Урала»
5. Практическая работа по карте атласа « Определение природных ресурсов Урала»
Лесные ресурсы – Северный Урал
Биологические ресурсы ( пушнина)- тайга и смешанные леса.
Водные ресурсы – реки, озера, водохранилища
Агроклиматические и почвенные – Средний и Южный Урал
Минеральные ресурсы, крупнейшие месторождения. Заполнение таблицы
Минеральные ресурсы |
Крупнейшие месторождения |
|
|
|
|
6. Экологические проблемы Урала. Беседа с классом.
Урал- один из наиболее загрязненных районов России. Основные загрязнители- промышленные предприятия, сельское хозяйство.
Проблемы нехватки воды.
Изменение ландшафта в результате добычи полезных ископаемых
7. Пути решения этих проблем. Закрепление изученного материала.
8. Домашнее задание: на контурной карте отметить крупнейшие месторождения минеральных ресурсов.
9. Итог урока. Выставление оценок.