Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Одним из основных показателей развития государства, его благополучия являются продолжительность жизни и состояния здоровья граждан . В последнее время в обществе изменилось соотношение требований к развитию разума и тела: первые из них завышены, а вторые занижены. Недостаток движений приводит к патологии сердечно- сосудистой системы, нарушениям осанки, отклонениям в психике. Сегодня многие жалуются на быструю утомляемость, вялость и частые простудные заболевания.

Известно, что более половины юношей и девушек на момент окончания школы имеют несколько хронических заболеваний. Лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. Таким образом, состояние здоровья населения современной России вызывает тревогу.

«Забота о здоровье детей- важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»,- писал В.А.Сухомлинский.

Здоровье школьников год от года ухудшается. Вопрос о сохранении здоровья подрастающего поколения стоит сегодня в обществе как никогда остро и требует конкретного решения в повседневной школьной практике. Тревогу вызывает частота заболеваний учащихся, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и как следствие снижение качества знаний. Вот почему проблема здоровьесбережения в образовательном процессе стала для нас приоритетной.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения-обеспечить учащимся возможность сохранить здоровье в период школьного обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Формирование здорового образа жизни начинается в детстве. Дети - наше продолжение, наша любовь, наша вера и надежда. Они - наш повседневный труд и забота: сохранить здоровье подрастающего поколения сегодня можно только совместными усилиями семьи и специалистов. В решении этой сложной задачи особенно велика роль школы.

Формированию здорового образа жизни посвящены многие мероприятия воспитательной направленности( классные часы, праздники здоровья, спортивные мероприятия). Проблема здоровья учащихся и его сбережения постоянно поднимается в процессе работы с родителями.

Организация урока в условиях использования здоровьесберегающих технологий предусматривает:

-чередование видов деятельности;

-использование наглядных пособий;

-включение в деятельность элементов творчества;

-обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода, создание ситуации успеха каждому ученику;

-эмоциональность и доброжелательность учителя, благоприятный психологический климат, доброжелательное сотрудничество учащихся;


-проведение физкультурных пауз, упражнений на релаксацию, музыкальных пауз;

-оптимальную дозировку домашнего задания.

Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Уроки строятся таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Во время урока уделяется внимание правильной посадке учащихся. Ежемесячно меняется положение каждого ученика в классе по отношению к источнику света. Проводятся специальные физкультминутки для снятия напряжения глаз, пальчиковая гимнастика для расслабления мышц пальцев рук.

Очень важным с точки зрения сохранения здоровья в учебном процессе являются положительный эмоциональный настрой учащихся на работу, предоставление возможности разностороннего восприятия учебной информации, атмосфера взаимного уважения в коллективе, психологический комфорт.