Конспект урока "Лесные пожары"
Педагогическая цель: формировать представление об экологических проблемах, которые возникают по вине человека, об охранной деятельности человека в зоне лесов; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, рассуждать, выражать свои мысли; воспитывать культуру поведения.
Тип урока: решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные):
Обучающийся научится различать объекты природы; получит возможность научиться: соблюдать правила экологического поведения в природной среде.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Личностные: У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к познавательной деятельности, этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мир, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные: Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы: получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные: Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные: Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока.
Этапы урока. Цель этапа. (время) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. 3 мин |
Приветствие: Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы трудиться, Ведь задания не легки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. - Сейчас давайте проверим, как вы готовы к уроку. Я буду загадывать загадки, а вы показывать отгадки. Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней (книга или учебник). В этой узенькой коробочке ты найдешь карандаши, ручки, перья, скрепки, кнопочки, что угодно для души (пенал). В снежном поле по дороге мчится конь мой одноногий. И на много-много лет оставляет черный след (ручка). Если ты его отточишь, нарисуешь все, что хочешь. Солнце, море, горы, пляж. Что же это … (карандаш). Я в линейку, я и в клетку, жду хорошую отметку. На уроках я молчу, быть отличницей хочу (тетрадь). |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей. Проявляют отзывчивость на веселое стихотворение, побуждающее любознательность. Отгадывают загадки, понимают их смысл и показывают учителю отгадки. |
II. Проверка ранее пройденного материала. Установление правильности и осознанности усвоение материала; выявление пробелов и их коррекция. 5 мин |
А теперь я вам предлагаю разгадать несколько ребусов. СЛАЙД 1, 2, 3, 4 - Где же мы можем встретить этих животных? - Ребята, давайте вспомним что же мы называем лесом? (природное сообщество – единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды). - Какие бывают леса? (широколиственные, смешанные, тайга). - Чем они отличаются между собой? (в широколиственных лиственные деревья, в смешанных лиственные и хвойные, в тайге только хвойные).Наша новая тема урока связана с лесом. |
Отгадывают ребусы. Отвечают на вопросы учителя. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме |
III. Подготовка к основному этапу занятия. Постановка цели. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. 2 мин |
- Я вам прочитаю сказку, а вы назовете тему. Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека: – Слушай, человек, давай меряться силой. Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь: – Не туши меня, верой и правдой буду служить тебе. Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица "Дерево с огнем не дружит". И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда! - А какая может прийти беда? (пожар) - Кто из вас догадался, какая тема нашего урока? СЛАЙД 5 |
Воспринимают на слух речь учителя. При помощи учителя формулируют учебную задачу, принимают и сохраняют ее. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. 25 мин Физминутка. |
- А что мы называем пожаром? (высказывание детей). - А теперь найдем в толковом словаре понятие слова «пожар» и прочитаем его. СЛАЙД 6 - Я предлагаю вам на листочках перечислить причины по которым происходят пожары в лесу (работа в группах). – Вы готовы отвечать? (причины лесных пожаров называют дети, учитель дополняет их ответы). СЛАЙД 6, 7, 8 - А может кто-нибудь знает, как называется наука, которая изучает пожары? (пирология). СЛАЙД 9 – В какое время года чаще всего случаются пожары? (Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.) - Давайте отправимся с вами в летний лес и немного отдохнем. Дети по лесу гуляли (маршируют на месте) За природой наблюдали (ладонь к глазам) Вверх на солнце посмотрели (голову вверх) И их лучики согрели. Бабочки летали, крыльями махали. Дружно хлопали, ногами топали! Хорошо мы погуляли (вдох – выдох) И немножечко устали (садятся на место) - Как же хорошо отдыхать в лесу! Скажите, что же нужно делать, чтобы в лесу всегда было хорошо? (ответы детей) - Пожар – это очень страшная беда для всего живого. Давайте прочитаем в учебнике описание пожара в тайге с 91. СЛАЙД 10, 11, 12 - Не правда ли страшная картина? - Лес является домом для растений, зверей, птиц, насекомых Какой же вред приносят лесные пожары для жителей этого дома. (ответы детей). СЛАЙД 13, 14, 15 - А кто спасает лес от пожаров? (пожарные и добровольцы). - Кто-нибудь из вас лично знаком с пожарными? СЛАЙД 16, 17, 18 |
Отвечают на вопросы. Работают со словарем. Работают в группах. Вместе с учителем называют причины лесных пожаров. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют движения. Осуществляют профилактику утомления. Отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником. Размышляют, делают выводы, обосновывают свое мнение. |
V. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями. 5 мин |
- А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания, разгадав кроссворд. Слайд 19 |
Разгадывают кроссворд. |
V. Подведение итогов. Домашнее задание. Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы. 5 мин |
-Сегодня мы так много говорили о пожарах, а какая же цель нашего урока? - Где вам могут пригодиться эти знания? - Поднимите руки те, кто узнал для себя что-то новое? Что именно? - Я хочу, чтобы вы оценили свою работу. Воспользуйтесь подсказками на экране или на парте. СЛАЙД 20 - Дома я предлагаю вам придумать и нарисовать экологические знаки для лесной зоны. - И напоследок я хочу сказать вам следующее: СЛАЙД 21, 22 Лес всегда рад помочь человеку. Он согреет, накормит, удивит, научит. Человек, береги своего зеленого друга от пожара. СЛАЙД 23 |
Отвечают на вопросы. Обобщают информацию. Выражают свои мысли. Оценивают свою работу на уроке. Планируют выполнение творческого задания. |