Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих

Конспект урока "Лесные пожары"

 


 

Педагогическая цель: формировать представление об экологических проблемах, которые возникают по вине человека, об охранной деятельности человека в зоне лесов; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, рассуждать, выражать свои мысли; воспитывать культуру поведения.

Тип урока: решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные):

Обучающийся научится различать объекты природы; получит возможность научиться: соблюдать правила экологического поведения в природной среде.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные: У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к познавательной деятельности, этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мир, природоохране, здоровьесберегающем поведении.

Регулятивные: Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы: получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные: Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока.

Этапы урока. Цель этапа. (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

3 мин

Приветствие:

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы трудиться,

Ведь задания не легки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

- Сейчас давайте проверим, как вы готовы к уроку. Я буду загадывать загадки, а вы показывать отгадки.

Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней (книга или учебник). В этой узенькой коробочке ты найдешь карандаши, ручки, перья, скрепки, кнопочки, что угодно для души (пенал). В снежном поле по дороге мчится конь мой одноногий. И на много-много лет оставляет черный след (ручка). Если ты его отточишь, нарисуешь все, что хочешь. Солнце, море, горы, пляж. Что же это … (карандаш). Я в линейку, я и в клетку, жду хорошую отметку. На уроках я молчу, быть отличницей хочу (тетрадь).

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей. Проявляют отзывчивость на веселое стихотворение, побуждающее любознательность.

Отгадывают загадки, понимают их смысл и показывают учителю отгадки.

II. Проверка ранее пройденного материала.

Установление правильности и осознанности усвоение материала; выявление пробелов и их коррекция.

5 мин

А теперь я вам предлагаю разгадать несколько ребусов.

СЛАЙД 1, 2, 3, 4

- Где же мы можем встретить этих животных?

- Ребята, давайте вспомним что же мы называем лесом? (природное сообщество – единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды).

- Какие бывают леса? (широколиственные, смешанные, тайга).

- Чем они отличаются между собой? (в широколиственных лиственные деревья, в смешанных лиственные и хвойные, в тайге только хвойные).Наша новая тема урока связана с лесом.

Отгадывают ребусы. Отвечают на вопросы учителя. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

III. Подготовка к основному этапу занятия. Постановка цели.

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

2 мин

- Я вам прочитаю сказку, а вы назовете тему.

Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека: – Слушай, человек, давай меряться  силой. Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь: – Не туши меня, верой и правдой буду служить тебе. Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица "Дерево с огнем не дружит". И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда!

- А какая может прийти беда? (пожар)

- Кто из вас догадался, какая тема нашего урока?

СЛАЙД 5

Воспринимают на слух речь учителя.

При помощи учителя формулируют учебную задачу, принимают и сохраняют ее.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

25 мин

Физминутка.

- А что мы называем пожаром? (высказывание детей).

- А теперь найдем в толковом словаре понятие слова «пожар» и прочитаем его.

СЛАЙД 6

- Я предлагаю вам на листочках перечислить причины по которым происходят пожары в лесу (работа в группах).

– Вы готовы отвечать? (причины лесных пожаров называют дети, учитель дополняет их ответы).

СЛАЙД 6, 7, 8

- А может кто-нибудь знает, как называется наука, которая изучает пожары? (пирология).

СЛАЙД 9

– В какое время года чаще всего случаются пожары? (Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.)

- Давайте отправимся с вами в летний лес и немного отдохнем.

Дети по лесу гуляли (маршируют на месте)

За природой наблюдали (ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели (голову вверх)

И их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопали, ногами топали!

Хорошо мы погуляли (вдох – выдох)

И немножечко устали (садятся на место)

- Как же хорошо отдыхать в лесу! Скажите, что же нужно делать, чтобы в лесу всегда было хорошо? (ответы детей)

- Пожар – это очень страшная беда для всего живого. Давайте прочитаем в учебнике описание пожара в тайге с 91.

СЛАЙД 10, 11, 12

- Не правда ли страшная картина?

- Лес является домом для растений, зверей, птиц, насекомых Какой же вред приносят лесные пожары для жителей этого дома. (ответы детей).

СЛАЙД 13, 14, 15

- А кто спасает лес от пожаров? (пожарные и добровольцы).

- Кто-нибудь из вас лично знаком с пожарными?

СЛАЙД 16, 17, 18

Отвечают на вопросы. Работают со словарем.

Работают в группах.

Вместе с учителем называют причины лесных пожаров.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют движения. Осуществляют профилактику утомления.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с учебником.

Размышляют, делают выводы, обосновывают свое мнение.

V. Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями.

5 мин

- А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания, разгадав кроссворд.

Слайд 19

Разгадывают кроссворд.

V. Подведение итогов. Домашнее задание.

Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы.

5 мин

-Сегодня мы так много говорили о пожарах, а какая же цель нашего урока?

- Где вам могут пригодиться эти знания?

- Поднимите руки те, кто узнал для себя что-то новое? Что именно?

- Я хочу, чтобы вы оценили свою работу. Воспользуйтесь подсказками на экране или на парте.

СЛАЙД 20

- Дома я предлагаю вам придумать и нарисовать экологические знаки для лесной зоны.

- И напоследок я хочу сказать вам следующее:

СЛАЙД 21, 22

Лес всегда рад помочь человеку. Он согреет, накормит, удивит, научит. Человек, береги своего зеленого друга от пожара.

СЛАЙД 23

Отвечают на вопросы. Обобщают информацию. Выражают свои мысли. Оценивают свою работу на уроке. Планируют выполнение творческого задания.