Проектная деятельность в начальной школе.
В новом Федеральном государственном стандарте в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на приобретенный ими опыт практической деятельности. Ведущая роль при этом отводится системно – деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. На основе системно- деятельностного подхода под руководством А.Г.Асмолова разработана концепция развития универсальных учебных действий.
Основная образовательная программа в разделе «Требования к результатам освоения основных образовательных программ нового образовательного стандарта» указывает, что «к окончанию каждой ступени образования в соответствии с целями основных образовательных программ и задачами разных видов деятельности обучающихся результаты образования должны быть записаны через:
основные понятийные средства и соответствующие способы действий в каждой образовательной области;
ключевые компетентности;
общественно полезный социальный опыт. Для каждой ступени необходимо обозначить возможные социальные практики, их результаты, способы их обнаружения и описания».
Усиливается воспитательная роль школы, социальный опыт при этом выступает как необходимое звено успешной социализации обучающихся. Накопление социального опыта должно проявляться в действиях, поступках, взаимодействии и деятельности школьников.
Государственный стандарт предполагает, что для формирования социального опыта школьников можно использовать при постоянной педагогической поддержке технологию совместной деятельности в педагогическом взаимодействии. При этом необходимым условием является создание ситуаций успеха, социального выбора и творческого самоопределения для каждого школьника.
Поступление в школу, адаптационный период в 1 классе - это уже первый опыт социального взаимодействия ученика в школе. Работа начинается с диагностики обучающихся, родителей и определения уровня развития коллектива.
По результатам диагностических исследований можно ставить определенные цели и планировать пути их реализации.
Особое внимание стоит уделить организации проектной деятельности.
Слово проект в последнее время мы слышим чаще и чаще. Актуальность проектной деятельности осознается всеми, поэтому она и получила широкое признание и одобрение.
Информационные предметные проекты дают возможность для развития учебно-познавательной и информационной компетентности учеников, у одаренных детей способствуют формированию надпредметных знаний и умений.
Проектная деятельность гармонично вписывается в классно – урочную деятельность, дополняет ее и позволяет работать над получением личностных и метопредметных результатов образования.
Отличительные особенности проектной деятельности:
направленность на достижение конкретных целей;
координированное выполнение взаимосвязанных действий;
ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом;
неповторимость и уникальность( в определенной степени).
Современный ребенок живет в век информационных технологий, учится пользоваться дополнительной информацией и справочной литературой, приобретает навыки сбора и обработки этой информации, и, конечно, он может это делать во внеурочное время под руководством взрослых.
Если проект тесно связан с учебным предметом, то целесообразно провести его защиту на уроке, в тесном классном коллективе, когда все учащиеся, работавшие над его подготовкой и реализацией, видят конечный результат своей деятельности.
В проект должны быть включены три типа действий: ориентировочные, исполнительские, контрольно-корректировочные.
Помочь приобрести социальный опыт каждому ученику- задача коллективного социально значимого проекта, результат которого складывается из познавательной, исследовательской, творческой, трудовой деятельности каждого ученика.
Проекты в начальных классах - это трудно, это проблематично, так как дети еще слишком малы, у них мало опыта. Но все - таки организовать проектную деятельность можно.
В ходе проектной исследовательской работы учащиеся познают мир, делают открытия, удивляются, разочаровываются, совершают ошибки, исправляют их, приобретают опыт общения. Большинство учащихся идет в такой работе своим путем, а вместе они делают одно дело: учатся и учат друг друга.